Цифровое фото окончательно вошло в наш
повседневный быт, факт. Широкое
распространение цифровых минилабов, где, в
большинстве случаев, можно получить вполне
сносные 10х15 см снимки даже с 2-Мп
цифромыльниц, достаточно низкие цены на
камеры, фотопринтеры, вкупе с тем, что
компьютер давно вышел из разряда экзотики
или роскоши, превратившись в привычный
бытовой атрибут, привело к повальному
увлечению цифровой фотографией.
И действительно, при вполне сносном для
большинства случаев качестве печати,
пользователь цифровой камеры - даже самой
недорогой и простенькой, получает в свое
распоряжение неограниченные возможности
по редактированию и предпечатной обработке,
чего, увы, он не мог получить от
традиционной пленочной фотографии. Словом,
если для какого-то периода развития
цифровой фототехники и подходит
определение "ажиотажный бум" то,
скорее всего, этим периодом можно назвать
2003 год.
Развитие рынка цифровой фотографии по
состоянию на конец 2003 года привело к тому,
что потенциальный покупатель, задумавшийся
о приобретении 3-5 мегапиксельной модели с
несменной оптикой, был просто поставлен в
тупик проблемой выбора среди множества
аппаратов со сходными характеристиками.
Как только цены на матрицы для цифровых
камер пошли вниз, на рынок повалил массовый
цифровой аппарат для быта. Как следствие,
появляется все больше моделей с огромным
количеством пикселей по заманчивой цене.
Уже сейчас на рынке можно встретить как 3-Мп
цифровую камеру за $700, так и 5-Мп аппарат за
$400 - полная неразбериха в умах новичков,
усугубляемая рекламной шумихой
производителей. Отрадно отметить, что в
последнее время начинающий фотолюбитель не
просто берет то, что доступнее, дешевле или
с надписью громкой торговой марки на
коробке, но все чаще интересуется работой
оптической системы, основополагающими
принципами электроники цифровых камер,
вопросами композиции и цвета; более
продвинутые пользователи осознанно делают
выбор более продвинутых моделей. Иными
словами, былая высокая культура и традиции
фотодела приживаются (или возвращаются?) в
массы.
Просуммировав основные требования к
идеальной любительской цифровой камере
верхнего ценового диапазона, то есть,
цифровой мыльнице top-end класса, пожелания к
производителям на будущее можно было бы
сформулировать следующим образом:
- Матрица: 4 - 6 Мп, а лучше 8 Мп (без
интерполяции), для избавления от типичных
шумов - желательно с диагональю больше,
чем вездесущие 1/1,8 дюйма, при этом,
требования к разрешению - на уровне 2500
точек на 7 мм матрицы, что дает примерно 200
пар линий на мм
- Хорошая оптика с (как минимум) 3х кратным
оптическим зумом и малыми хроматическим
аберрациями
- Поддержка недорогих и емких носителей (в
идеале - двух/трех стандартов флэш-карт)
- Работа с RAW файлами
- Безошибочная работа баланса белого
- Поддержка всех режимов работы с
внешними вспышками
- Быстрый и качественный автофокус.
Впрочем, это требование - одно из самых
трудновыполнимых, так как хороший
автофокус подразумевает объектив со
светосилой порядка F/2. Анализ цен на
подобные объективы (например, объективы
Canon серии L с ЧКХ 0,7 при 30 линий/мм, а для
аппарата класса 300D желательно иметь 0,7
при 70 линиях/мм) мы видим, что нижняя
ценовая граница на такую оптику - от $1500.
Теоретически, поле у цифровых камер
существенно меньше, что, возможно,
упрощает задачу
- Малые габариты и вес
- "Долгоиграющие" недорогие
аккумуляторы
- Цена: как можно ниже
Каждый может дополнить список по своему
усмотрению, однако итак понятно, что сейчас
сочетание всех этих параметров, особенно, с
ценой ниже $1000, на практике просто нереально.
Более того, цены на хорошую оптику, как вы
знаете, не подвержены закону Мура и
снижаются крайне консервативно и редко. Тем
не менее, тенденции развития этого класса
цифровых камер в целом понятны.
Первые
шаги в этом направлении уже сделаны. Так,
компанией Sony в августе 2003 года была
представлена модель Sony DSC-F828 (заявленная
цена - порядка $999,95).
В камере применена новая 7х кратная оптика
Carl Zeiss T, новая 2/3-дюймовая 8-Мп Super HAD CCD
матрица и новая 4-цветная (RGBE) технология
получения более реальной цветопередачи, а
также, наряду с традиционными картами Memory
Stick, могут применяться флэшки с интерфейсом
CompactFlash. Что получилось в результате - вопрос,
конечно, спорный, однако, для подтверждения
тенденций дальнейшего развития рынка
пример, на мой взгляд, самый подходящий.
Отдельно
стоит вспомнить анонс в середине
прошедшего года и начало продаж ближе к его
концу новой цифровой SLR-камеры камеры Olympus E-1
со сменной оптикой, базирующейся на новом
открытом стандарте 4/3 (Four Thirds).
Разработанный совместными усилиями
компаний Olympus, Kodak и Fujifilm открытый стандарт
Four Thirds (3/4) предназначен для унификации
цифровых SLR камер. По замыслу разработчиков,
новая система Four Thirds обладает оптимальным
балансом между качеством снимков,
габаритами корпуса камеры и возможностями
дальнейшего наращивания функциональности.
Свое название стандарт Four Thirds System получил
от габаритов используемых в таких
аппаратах 4/3-дюймовой CCD или CMOS матрицы.
Разработка стандарта стала одной из
попыток введения на рынок оптики,
специально рассчитанной под цифровые
камеры, с расчетом того, чтобы освещение
матрицы было равномерным как в центре, так и
на периферии. Для этого, в отличие от оптики
для пленочных 35 мм камер, система Four Thirds
рассчитывается таким образом, чтобы
посадочный диаметр объектива был примерно
вдвое больше диаметра самой матрицы.
Общий прицел применения такой системы
строится на том, что площадь 4/3-дюймовых
матриц более чем в 4 раза превышает площадь
2/3-дюймовых сенсоров, не говоря уж о 1/1,8-дюймовых.
Это позволит, по мнению разработчиков
системы Four Thirds, в перспективе добиться
качества эквивалентного или даже
превышающего возможности 35 мм камер. Другим
преимуществом системы Four Thirds называется то,
что размеры сенсора позволяют в целом
снизить как габариты тушки камеры, так и
применяемых с ними объективов.
По замыслу, стандарт 4/3 задуман открытым
для разработчиков SLR-камер и сменных
объективов, призванным облегчить жизнь
фотографам и свести на нет проблемы
совместимости. На деле, лишь Olympus
представила некоторую периферию да пять
объективов серии Zuiko Digital Specific.
Как
пример не самой продвинутой в плане
мегапиксельности, но, несомненно,
обладающей широким набором новшеств, можно
привести 3-Мп камеру Konica Minolta Dimage Z1. Новинка
оснащена объективом с 10-кратным изменением
фокусного расстояния, что соответствует
углу зрения 35 мм пленочной камеры с
объективом 38 - 380 мм. Использование
конвертора позволяет получить угол зрения,
эквивалентный 28 мм объективу пленочной
камеры.
Безусловно,
необычной разработкой можно также назвать
камеру FinePix F700 от компании Fujifilm. Камера
оборудована 1/1,7-дюймовой матрицей Super CCD SR,
отличительной особенностью которой
является наличие 6 млн. датчиков на 3 млн.
точек изображения. Каждую точку
обслуживают 2 датчика разной площади.
Похоже, что таким образом компания Fujifilm
задумала повысить динамический диапазон
системы в целом. Не исключено, что именно по
причине обкатки новой технологии, такая
матрица дебютировала не в профессиональной
камере, а в компактном любительском
аппарате, хотя и с возможностью полного
ручного управления экспозиционными
параметрами.
Другой интересной и наиболее интригующей
тенденцией на рынке цифрового фото в
настоящее время можно назвать то, что
обозначился сектор новых цифровых
зеркальных камер с частично
профессиональными свойствами и сменной
оптикой по цене порядка $1000 за тушку. Такая
цена весьма важна в психологическом плане:
весьма заманчиво сделать первый шаг в
сторону профессиональных цифровых
зеркалок, однако, не всегда есть желание или
возможности тратить на это несколько тысяч
долларов.
Как
показал опыт начала продаж одной из первых
камер этого класса - Canon 300D, появление столь
недорогих камер, но со многими, пусть даже
несколько урезанными, более привычными для
профессиональных DSLR-аппаратов
характеристиками привело к повальному
спросу на такие устройства.
Ближе
к весне от компании Nikon ожидается
адекватный ответ на Canon 300D появлением новой
бюджетной DSLR-камеры Nikon D70. D70 будет
оборудована креплением под оптику Nikon F,
цена камеры без оптики ожидается в пределах
$1000. Одновременно с продажами D70 планируется
начать продажи новой оптики в серии Zoom-Nikkor DX
(APS-C).
Похоже, обе компании не на шутку готовы
побороться за зарождающийся рынок
недорогих DSLR-камер. Пока что Nikon начала
поставки более серьезного аппарата - D2H.
Разрешение сенсора новой камеры по
нынешним меркам невелико - всего 4,1 млн.
пикселей, однако, сама матрица заслуживает
отдельного упоминания. Это - так называемая
система LBCAST (Lateral Buried Charge Accumulator and Sensing Transistor
Array), на транзисторах с полевых эффектом (JFET),
габаритами 23,1х15,5 мм, что по замыслу должно
помочь значительным образом снизить
количество шумов, более точно передать
цвета изображения. Максимальное разрешение
сенсора - 2484х1636 пикселей, соотношение
сторон - 3:2.
Возможно, кого-то не впечатлит
сравнительно малое разрешение, зато по
скорострельности этой камере сегодня
конкурентов нет: до 40 кадров в формате JPEG
или до 25 кадров в формате RAW со скоростью 8
кадров в секунду. Цена новинки превышает
$4000, однако, есть надежды, что со временем
новая матрица в том или ином виде появится в
менее дорогих вариантах (не исключено, что
версия LBCAST будет фигурировать в составе
вышеупомянутой D70).
О
своем присутствии на рынке подобных
аппаратов объявила компания Pentax,
представившая в прошедшем году свою
цифровую SLR-камеру *ist D.
Новинка имеет весьма компактные для
зеркалок габариты - всего 129х95х60 мм. Модель
выполнена на базе 6,1-Мп CCD матрицы Sony ICX413AQ
габаритами 23,5х15,7 мм (как Nikon D100), что не может
не порадовать владельцев оптики с
байонетом под резьбу М42 производства Pentax
или Зенит.
Камера Pentax *ist D обеспечивает максимальный
формат кадра до 3008х2008, обладает 16-сегментной
системой измерения освещенности, 11-точечной
системой автофокусировки, при этом,
обеспечивается режим пакетной съемки с
темпом 2,7 кадра в секунду и выдержки от 1/4000 с.
Интересно, что Pentax *ist D питается от четырех
батареек АА или двух CR-V3.
В заключение стоит упомянуть о развитии
семейства CMOS-матриц от компании Foveon. Ближе к
концу года компания Sigma анонсировала свою
DSLR-камеру Sigma SD10 с новой версией матрицы, Foveon
X3 PRO 10M.
Матрица, F7X3-C9110 (Foveon X3 PRO 10M) аналогична по
структуре предыдущей модели Foveon Х3: в каждом
светочувствительном элементе находится по
3 фотодетектора, настроенных на красный,
зеленый и синий цвета. Фотодетекторы
находятся на разной глубине кристалла
кремния, используя известное дисперсионное
свойство материала - поглощение света в
зависимости от длины волны. Самый
коротковолновый, синий цвет поглощается
быстрее всего, поэтому "синий"
фотодетектор находится ближе к поверхности.
Под ним находятся фотодетекторы,
настроенные на зеленый и красный цвета.
Согласно заявлению Foveon, новая матрица X3 PRO
10M отличается повышенной в 2 раза
чувствительностью, а также увеличенным до 30
с временем экспонирования. Сенсор X3 PRO 10M
имеет габариты 13,8x20,7 мм, общее количество
пикселей составляет 10,62 млн., эффективных
пикселей - 10,29 млн.; соотношение сторон - 3:2.
Новая
камера Sigma SD10 работает с форматом RAW,
обеспечивая разрешение до 2268x1512x3 уровня.
Имеется 8 настроек баланса белого,
относительная светочувствительность
регулируется в пределах 100, 200, 400, 800, 1600 (в
привязке к ISO).
Заканчивая наш беглый обзор хотелось бы
отметить, что в целом, несмотря на обилие
новинок и различных течений в развитии
цифровых камер, в большей степени
сегодняшний рынок можно назвать "успокоившимся"
в некоторой степени определившимся с
тенденциями дальнейшего развития. Если же
взять за характерные примеры нынешнего
времени такие аппараты, как, например, Minolta A1
или Canon 300D, то здесь явно просматривается
доработка инженерных решений, готовых еще
пару лет назад.
С другой стороны, в действиях некоторых
компаний последнее время четко
прослеживается тенденция управления ими не
инженерами, но маркетологами. Пожалуй,
только этим можно объяснить повальное
увлечение компаний выпуском цифромыльниц с
маленькими и достаточно шумными, но зато аж
5-мегапиксельными (!) матрицами - явная
подстройка под массового покупателя,
зачастую, просто не вникающего в то, какие
характеристики фотоаппарата в каком
сочетании действительно способны
обеспечить хорошее качество снимка. Однако,
как бы там ни было, современный рынок
цифровых камер можно с уверенностью
назвать массовым и весьма динамично
растущим. Нет сомнений, что со временем, при
нынешних темпах развития, разовьется и
массовая культура потребления таких
товаров.
|