Совсем недавно, перебирая бумаги у
себя на столе, наткнулся на несколько
листков с записями, сделанными во время
форума «От электронного офиса к
электронному правительству», и решил, что
весьма несправедливо скинул эту тему в
долгий ящик (стола). Проблема создания
e-government заслуживает внимания хотя бы потому,
что только сам предмет обсуждения такового
есть прямое свидетельство развитости
общества в области информационных
технологий. В реальной нашей жизни все не
так аксиоматично…
Правда такова, что создание электронного
взаимодействия по векторам «правительство-народ»
и даже «правительство-правительство» в
Украине пока имеет право на жизнь только в
умах оптимистов. Пессимисты (они же хорошо
информированные оптимисты) скажут: «Зачем
тратить деньги на утопию?», ведь не стоит
забывать о том, что сегодня в Украине имеют
доступ к Интернет всего 2% (!) населения. И это
главный гвоздь на пути большой
информатизации общества любого
государства – так называемое «цифровое
неравенство». Современное
технократическое общество родило еще один
социальный класс – «тех, кто живет в
информационной бедности». О корреляции
этого показателя с уровнем экономики
говорить не будем. Это почти синонимы.
Для сравнения: в США около 64% услуг
оплачиваются электронным образом. В
Эстонии – воспользовавшись услугами
Интернет-киосков можно даже купить или
продать право на землю, и каждый день
электронным образом проходят тысячи
транзакций, без очередей и бумажной
волокиты.
Граждане Украины осуществляют около 100
млн. транзакций с всевозможными
государственными и общественными органами.
Это коммунальные и специальные платежи,
оформление и расторжения, покупки и продажи,
да мало ли еще чего… Но, возникает резонный
вопрос – имеет ли смысл тратить деньги на
оснащение электронного правительства для
отдельного государства численностью в 2% от
общего населения страны? Наверное, нет.
По словам Александра Бернатовича,
президента Всеукраинской Ассоциации
Компьютерных Клубов (ВАКК), ситуацию в
Украине может спасти две вещи:
- «информатизация снизу», за счет
создания компьютерных клубов и
вовлечения их в процесс электронного
взаимодействия «народ-правительство»;
- негосударственная (коммерческая) основа
в реализации электронного правительства,
создании специальных электронных
приемных, обработке офлайн-запросов
отдельных граждан.
Если со вторым тезисом все понятно, то
внедрению в жизнь первого, как известно,
активно мешают вопросы лицензионного
программного обеспечения, а также
неравнодушное отношение к компьютерным
клубам со стороны контролирующих
государственных органов. Во многом с подачи
ВАКК, возглавляемой Бернатовичем, в начале
марта тогдашний глава президентской
администрации Владимир Литвин заявил о
прекращении прессинга на Интернет-клубы,
поскольку «они являются одним из способов
распространения новых технологий среди
населения». Немалый резонанс вызвал и
временный мораторий, объявленный Microsoft,
который дал отсрочку владельцам Интернет-кафе
на время бизнес-сезона для легализации ПО.
Кстати, по оценкам ВАКК, в Украине реально
работает около 5 тысяч компьютерных клубов
с общим парком в 40 тысяч компьютеров, а
объем посетителей этих клубов составляет
около 80-100 тысяч человек в день. Ну, чем не «информатизация
снизу»?
Поможет становлению e-government и создание
сети Интернет-киосков, но это дорогое
удовольствие (каждый стоимостью в полтора
десятка тысяч долларов), обладает довольно
малой функциональностью и требует
инсталляции в хорошо охраняемых местах.
Хотя, и этот процесс вроде запущен –
компания «Укртелеком» уже установила пару
Интернет-киосков в Киеве.
Информатизация снизу – условие
необходимое, но недостаточное. Рецепт
приготовления электронного правительства:
«Информатизация сверху навстречу
инициативам мелкого бизнеса», то есть
двунаправленная информатизация.
Что касается «сверху»: 13 июня Кабинетом
Министров был определен объем
финансирования мероприятий по
информатизации государства, который не
превысит 7.4 млн. гривен. Некоторые объекты
этой программы – разработка системы
электронного документооборота органов
государственной власти (около 580 тысяч),
системы обмена телемедицинской
информацией (250 тысяч), оценка возможностей
использования Linux для государственных
учреждений и ведомств. На развитие
национального Интернета выделено примерно
1.5 млн. гривен, из которых около 970 тысяч – на
разработку Web-портала Кабинета Министров, 210
тысяч – на создание интерактивной
консультационной системы реформирования
земельных отношений, 100 тысяч – на создание
национального реестра информационных
ресурсов, 80 тысяч – на построение
спутниковых сегментов сетей передачи
данных.
Негусто, правда?
Олег Сафранов
|