Полный перевод телевизионного вещания в
США на телевидение высокой четкости (HDTV) к
2005 году и начало массового вещания в 720р и
1080i форматах уже сегодня поставили под
угрозу лидерство DVD на рынке "хоум синема":
увидев возможности HDTV воочию, пользователи
уже совсем не горели желанием отдавать
кровные двадцать баксов за диск с гораздо
худшим качеством. Действительно,
оригинально записанная на DVD картинка 720х480i
разрешения при проецировании формируется
345,600 пикселями (и может быть переведена в
прогрессивный стандарт 480р), HDTV же щеголяет
разрешением 1920х1080i с 2,073,600 элементами, что
ровно в шесть раз больше. DVD, когда он
вытеснил VHS-кассеты и LD, обладал куда
меньшим превосходством: так надо ли
говорить о том, что такое безумное
преимущество HDTV перед DVD не могло не
броситься в глаза каждому, хоть сколько-нибудь
заинтересованному в качестве? Желающие
могут скачать HDTV-ролик, например, известный
"Коралловый риф", и сравнить его на
мониторе с поддержкой 1920х1080 с лучшим DVD-диском
- разница получается просто феерическая.
Между тем, DVD Forum окончательно погряз в
утверждении будущего стандарта Blue Ray DVD для
коммерческой продажи фильмов (сегодняшние
образцы предназначены только для записи HDTV-вещания,
а самих стандартов, продвигаемых
крупнейшими корпорациями, насчитывается
уже три) - и сейчас очевидно, что массового
внедрения DVD нового поколения стоит ждать
не ранее 2007 года.
В эту безумную пору несколько известных
голливудских студий (в первую очередь, Fox и
Universal), а также изобретатель VHS-формата JVC
решили одним ударом убить двух зайцев -
вновь задействовать простаивающие
мощности по производству видеокассет и
дать фанатам возможность обладания
любимыми фильмами в HDTV-стандарте. Так в 2002
году родился D-VHS или "цифровая
видеокассета". Было утверждено два
стандарта - обычный D-VHS, предназначенный для
записи и воспроизведения телевизионного
эфира (на кассету умещается 4 часа 20 минут в
HDTV и 21 час с сильным сжатием) и такой же с
логотипом "D-Theatre" - помимо
вышеназванного, предназначенный еще и для
воспроизведения коммерческих записей с
фильмами в высоком разрешении. Формально,
студия может писать на эти кассеты любой HDTV-стандарт
вплоть до 1080р, но пока D-Theatre записи идут в 1080i
(1920х1080i) формате; со звуком же опять
неувязочка - несмотря на наличие
мультидорожечной поддержки, студии
используют только DD5.1. на английском, но с
более высоким, чем на DVD, потоком. Дополнений
на кассетах нет, зато пользовательские
возможности магнитофонов допускают
использование "гида" с
автоматизированной перемоткой по заранее
отмеченным главам, а емкость носителя
составляет 50 Гигабайт в MPEG2 (запись в 1080i
ведется с потоком 28,8 Мбит/с).
D-VHS сначала был воспринят скептически -
мало кого радовала перспектива вновь
ставить на полку кассеты, но сегодняшняя
ситуация выглядит весьма любопытной: по
просшествии года сумятица с Blue Ray только
усугубилась, а потребности рынка в HDTV резко
возросли. И уже сейчас всем очевидно, что
предложенные форматы Blue Ray в 22-30 Гб
совершенно недостаточны для адекватного
HDTV-разрешения и не могут конкурировать с
D-VHS. Остается либо ждать нового дискового
формата с как минимум 100 Гб-носителем, либо
снова пользоваться пленкой.
В этой статье мы попробуем остановиться
на коммерческом D-Theatre, чтобы понять, не
настало ли время сменить свою DVD-коллекцию.
Обвал рынка
После прошлогоднего анонса стандарта,
лето 2002 года было ознаменовано моделями
видеомагнитофонов по средним ценам $1,500-2,000,
но июнь 2003 года стал переломным в плане цен
на новейшие и более качественные плеера -
при той же рекомендованной рознице в две
тысячи долларов магазины США в массовом
порядке начали их продажи по ценам около 400
долларов! Это нижняя граница бытового рынка,
делающая формат доступным массово (по
крайней мере, в США, для которого он и
создавался). Например: JVC HM-DH30000 предлагается
за $442 и обладает всеми мыслимыми
возможностями HDTV: поддерживая
воспроизведение и запись в 1080i / 720p / 480p / 480i
на D-VHS / T-Theatre, функциями S-VHS / VHS (также,
воспроизведение и запись), оптическим
цифровым выходом, компонентным
видеовыходом для прогрессивной развертки,
тюнером на 181 канал и четырехмегабайтной
видеопамятью для стабильности кадра.
Неплохое предложение по замене своего
старого видеомагнитофона, жаль лишь, что
без поддержки SECAM. Отметим еще, что
коммерческие кассеты, записанные в 1080i не
масштабируются магнитофоном, например, до
720р, как того хотелось бы владельцам 1280х720
проекторов - данная функция падает на
внутренности самого проецирующего
устройства.
Список кассет, вышедших за год, составил 53
наименования (на лето запланировано еще 11
известных релизов), а цены на них при
рекомендованной рознице в $35-40 в он-лайн
составили $25-28, что чуть выше, но вполне
сравнимо с DVD. Большинство релизов
составили блокбастеры от Artisan / Fox / Universal: X-Men,
Mummy, Terminator 2, Cast Away, U-571 и другие.
Заметим, что форма и размеры кассеты D-VHS
идентичны VHS, а при производстве ленты не
используются какие-либо специальные
процессы, т.е. перед нами - обычная
ферроксидная технология S-VHS. Те же
производственные мощности, которые были
задействованы в производстве лент Super VHS,
могут использоваться и для выпуска ленты
D-VHS, а логотип D-VHS означает тестинг и
гарантию качества, требуемого для HDTV (снизу
кассеты имеются еще и идентификационные
отверстия, используемые для опознавания
магнитофоном). Благодаря усиленной
мощности двигателя плеера перемотка
осуществляется быстрее, чем в обычных
магнитофонах (но, конечно, затраты времени
все равно раздражают).
Мотор!
Качество картинки, в общем и целом, можно
охарактеризовать, как изумительное. Все
недостатки компресии MPEG2, так сильно
заметные на DVD с использованием экранов от
80-100 дюймов, полностью и бесследно удалены -
и запись более всего напоминает аналоговый
кинопленочный вариант. Как известно,
средний поток на диске составляет 6-8 Мбит/с
(9 Мбит/с у SuperBit изданий Коламбии и некоторых
SE-релизов, вроде Terminator 2 eXtreme), на D-VHS же
запись презентуется с потоком 28,8 Мбит/с, что
сводит на нет былые недостатки компрессии,
такие, как:
- зернистость и синтетический характер
картинки;
- пилообразность длинных косых линий;
- шевеления и цифровые артефакты на
задних планах изображения;
- дискретность при обилии движущихся
мелких деталей - как то: изображении дыма,
поверхности моря и прочего.
Все вышеназванное в прошлом и мы можем
наслаждаться прозрачным, четким и
насыщенным изображением, для которого не
существует "трудных" мест и
традиционных недостатков. Вода и дым
выглядят потрясающе реально, любой, даже
самый дальний план лишен каких бы то ни было
шевелений, общая панорама каменно
стабильна и натуральна.
Вторым, самым важным достоинством формата,
будет детализация, обусловленная серьезным
преимуществом перед DVD по разрешению.
Поскольку итоговый мастеринг фильма
делается сегодня именно в 1920х1080, то
даунконверсия для 720х480 (576) DVD неизбежно
ведет к потере мелких нюансов, соответствие
же "полному" HDTV-стандарту высокой
четкости доводит до зрителя оригинальный
замысел. И этот момент зритель может
заметить на любом устройстве, превышающем
DVD по разрешению - начиная от 800х600 мониторов
- в картине появляется масса ранее не
виденных деталей, любая надпись на какой-нибудь
удаленной стене легко читается, а лица
персонажей играют гаммой ранее недоступных
эмоций.
И пара слов по поводу звука -
представленный на кассетах Dolby Digital 5.1.
кардинально отличается от того же формата
на DVD - объем D-VHS позволил использовать
сжатие не до 364-448 кбс, а 564 кбс, что резко
улучшило качество. Аудиодорожки на
кассетах даже превосходят DTS-записи на DVD (768
кбс), что логично - Dolby с небольшим сжатием из-за
дополнительных моментов, таких как Re-Eq и
подобного, а также с грамотным мастерингом
вполне может сравниваться с DTS, но
возможности диска не позволяли этого.
Теперь мы можем наслаждаться, пожалуй,
самыми качественными звуковыми треками для
домашнего театра.
О недостатках
Увы, при всем уважении к прогрессивному
стандарту мы вынуждены предупредить
пользователей о ряде явных "подводных
камней", ждущих будущих владельцев D-VHS.
Во-первых, это все неприятности, связанные
с кассетами и пленкой - за что боролись, как
говорится, на то и напоролись. DVD,
позиционирующийся, как шаг вперед по
сравнению с ними, дающий практическую
неизнашиваемость формата, мгновенный
доступ к главам, бонусные подборки и прочее,
вновь сменен когортой сомнительных пассов,
которые придется проделать: кассету нужно
перематывать, поиск нужных фрагментов
затруднен и занимает время, пленка
изнашивается, подвержена старению и может
быть "зажевана" аппаратом. А, учитывая
то, что качественной механики в сегодняшних
магнитофонах давно уже нет, а сами кассеты
далеки от идеала, вероятность появления
царапин и помятостей весьма велика - даже
одна из наших кассет выдала мгновенный "синий
экран" на просмотре.
Во-вторых, вы лишаетесь всех дополнений,
аудикомментариев и прочих DVD-вкусностей.
Равно как и - различных версий фильма,
субтитров (есть только closed captions, для вывода
которых вам понадобится совместимое
устройство или отдельный блок за $100). Пока
забудьте о DTS и мультиязыковых дорожках, они
хоть и доступны в самом формате, но пока не
поддерживаются производителями, пишущими
на кассеты только DD5.1. (впрочем, DTS обещан к
концу года).
В-третьих, вы получаете полный набор
неприятностей с чисткой головок
видеомагнитофона специальной лентой,
большим количеством места, занимаемым
кассетами и прочим. Вентилятор магнитофона
также довольно неприятно шумит.
Итог
Резюмируем достоинства и недостатки D-VHS в
сравнении c DVD:
Достоинства D-VHS:
- HDTV-стандарт, разрешение 1080i, лучшее на
сегодня для домашней коллекции;
- поток видео 28,8 мбс, исключительная
стабильность и натуральность кадра;
- Dolby Digital с потоком 564 кбс превосходит
возможности DVD по звуку;
- магнитофон позволяет записывать HDTV;
- магнитофон способен воспроизводить и
записывать обычные VHS/S-VHS ленты (в NTSC).
Недостатки D-VHS:
- механический износ пленки;
- необходимость перемотки;
- долгий поиск по чаптерам через систему
гид с метками на главах и авто-перемоткой
на них;
- большой размер и вес;
- отсутствие бонусов;
- отсутствие мультиязыковой поддержки и,
пока, DTS;
- отсутствие субтитров;
- необходимость чистки головок;
- для полноценного использования
возможностей формата нужна поддержка 1920х1080
на устройсте вывода;
- видимые выпадения потока ("синий
экран").
Очевидно, что формат был создан для
энтузиастов домашнего кинотеатра, готовых
платить за все самое лучшее, не взирая на
недостатки (а их достаточно). Ждать ли новой
дисковой смены DVD или уже сейчас
наслаждаться 1920х1080 картинкой - выбор
каждого киномана, но по крайней мере хорошо,
что рынок уже сегодня не оставил
поклонников хоум синема, стремящихся
получить HDTV на полке в коллекции.
|