Nintendo 64 и GameCube
Еще совсем недавно рынок игровых консолей
был четко поделен между двумя японскими
производителями: Sega и Nintendo. О незавидной
судьбе первой - читайте ниже, да и Nintendo
(http://www.nintendo.com/) пока приходится несладко.
Компания Nintendo известна своим
суперпопулярным карманным игровым
компьютером GameBoy (о которой также будет
написано ниже). Флагманской же
телевизионной консолью компании до
сегодняшнего дня был компьютер Nintendo 64,
разработанный при участии Silicon Graphics. В
отличие от Sony PS2/one и Microsoft XBox консоль Nintendo 64
не имеет привода оптических дисков и
использует для загрузки игр специальные
картриджи. Следовательно, претендовать на
роль компонента домашнего театра приставка
не может, да и не нужно ей это. Консоль Nintendo 64
являлась ценовым лидером, обеспечивая
довольно высокую зрелищность игр.
Приставка Nintendo 64 имеет распределенную
аппаратную архитектуру, чем-то
напоминающую PlayStation. Центральный
микропроцессор Nintendo 64 представляет собой
специальную версию MIPS R4000 - 64-разрядного RISC-процессора
архитектуры MIPS. Тактовая частота
процессора R4000 - 93,75 МГц. Почти такие же
процессоры ранее использовались в рабочих
станциях Silicon Graphics. Оперативная память, как
ни странно, - Rambus DRAM, размером 4 Мбайт и с
пропускной способностью более 500 Мбайт/с.
Кроме оперативной памяти Nintendo 64 использует
4-16 Мбайт постоянной памяти (ROM). Вкупе с
центральным используется сопроцессор RCP
(Reality Co-processor), оптимизирующий вывод звука (CD-качество,
волновой синтез) и прорисовку пикселов.
Тактовая частота сопроцессора - 62,5 МГц.
Графическая подсистема обеспечивает
многие современные 3D-эффекты: управление Z-координатами
(глубиной изображения), anti-aliasing (сглаживание
контуров), трилинейную фильтрацию,
коррекцию проекции, MIP-map-интерполяцию и
environment mapping (генерацию отражений). Печаль
навевает лишь невысокое экранное
разрешение, в диапазоне 256?224 ~ 640?45 точек.
Видео воспроизводится с 21-битной глубиной
цвета, а RGBA-сигнал - 32-битный.
В Японии для Nintendo 64 выпускается
специальный привод с магнитным диском
емкостью 64 Мбайт. Это не винчестер, а скорее
флоппи, диаметром 3,5 дюйма, только гораздо
тоньше. Конструкция и принцип действия
настолько оригинальны, что их трудно четко
классифицировать. Известно, что на диске
Nintendo 64 Disk Drive часть емкости можно выделять
под оперативную память, а часть - для данных
(частично только для чтения, и частично под
запись). Однако воспроизводить с него ни
музыку, ни видео нельзя - из-за принципа
действия: диск использует пакетную
передачу, поэтому потоковые данные
выводить не может.
Консоль Nintendo 64 весьма компактна (26?19?7 см),
весит 1,1 кг и имеет привлекательный дизайн.
Может, поэтому она нравится детям. А их
родителям нравится цена - менее 100 долл.
Наверное, читатели согласятся, что
консоль Nintendo 64 - работоспособная технология…
вчерашнего дня. С таким разрешением сегодня
на рынке долго не протянешь. Но Nintendo
припасла в рукаве хороший козырь - мощную
консоль на оптических дисках GameCube. Она
буквально умещается на ладони, снабжена
забавной ручкой для переноски и
действительно имеет форму кубика. Консоль
спроектирована на базе RISC-процессора IBM Power
PC "Gekko" (специальная игровая версия
макинтошевского процессора). Gekko, кстати,
выпускается по 0,18-микронной технологии с
медными межсоединениями и имеет тактовую
частоту 405 МГц. У процессора имеются 32-разрядный
блок целочисленных операций и 64-битный блок
операций с плавающей точкой (пиковая
производительность - 13 GFLOPS). Кэш первого
уровня - 32 Кбайт, а L2 - 256 Кбайт. Графический
процессор GameCube имеет тактовую частоту 202,5
МГц, текстурный кэш емкостью 1 Мбайт и 2
Мбайт фрейм-буфер со среднем временем
реакции 5 наносекунд. Пропускная
способность оперативной памяти - 3,2 Гбайт/с.
Приставка оснащена 24 Мбайт основной
оперативной памяти архитектуры NEC плюс 16
Мбайт дополнительной памяти DRAM 100 МГц.
Графическая и звуковая подсистемы
отличаются отменной мощью.
Производительность графического 3D-движка -
до 12 млн. многоугольников в секунду.
Звуковая подсистема контролируется 16-разрядным
цифровым сигнальным процессором с тактовой
частотой 101,25 Мгц (больше, чем у центрального
процессора Nintendo 64). Технология сжатия звука
- ADPCM 48 КГц. Используется 64-канальный 3D-звук.
Но самое интересное в GameCube - оптический
дисковод, разработанный Matsushita. Вместо
традиционных компакт-дисков диаметром 12 см
он спроектирован только для чтения 8-сантиметровых
дисков Matsushita емкостью аж 1,5 Гбайт. Короче,
вещь нестандартная. Однако, похоже, что этой
нестандартностью, как кнутом, Nintendo сама
себя высекла. Конечно, нестандартный формат
носителя - лучшая защита от пиратов, но
покупателям Nintendo придется забыть о
воспроизведении на приставке обычных DVD и CD.
На передней панели GameCube расположены
четыре порта для подключения игровых
контроллеров, два слота для карт памяти
Digicard, цифровой и аналоговый видеовходы, два
последовательных порта и один параллельный.
Винчестера для GemeCube не предусмотрено, а
наращивание памяти можно вести при помощи
флэш-карт формата SD (дизайн Matsushita).
Для работы в Интернете в списке
аксессуаров для GameCube числятся модем V.90 и
карта для широкополосного доступа. Из
других интересных "прибамбасов" можно
отметить радиоадаптеры, позволяющие
управлять приставкой посредством
свободного от шнура гемпада с расстояния до
10 метров.
Малыш GameBoy
В 1989 году компания Nintendo выпустила на
мировой рынок первую портативную игровую
систему Game Boy. Таким образом игроки всего
мира впервые получили возможность
проводить время за любимыми играми вне дома.
Графические возможности первого
устройства Game Boy были весьма ограниченны,
экран поддерживал только черно-белое
изображение. За десятилетний период
существования системы вышло несколько ее
модификаций: Game Boy Pocket, Game Boy Color и даже
специальная версия для поклонников
монстриков-покемонов - Game Boy Pikachu Special Edition.
Система GBC отличалась от обычной системы GB
улучшенной графикой и экраном,
поддерживающим одновременно 56 цветов из
палитры в 32000 цветов. На сегодняшний день
портативная игровая система GB признана
самой успешной за все время существования
индустрии видеоигр: ее тираж уже перешагнул
за отметку 100 миллионов.
И вот на волне такого успеха, в 2001 году
компания Nintendo выпустила свою новую 32-битную
портативную игровую систему Game Boy Advance,
которой многие аналитики прогнозируют не
меньший, а может даже больший успех, чем тот,
который завоевали ее предшественницы. И
действительно, GBA - мощная портативная
игровая система, по своим графическим
возможностям сравнимая со старой доброй
приставкой SNES и даже по некоторым позициям
превосходящая ее. А это значит, что
разработчики смогут радовать игроков не
только новыми играми, созданными
специально для GBA, но и переводами классики
с 16-битной SNES и с не менее успешной 16-битной
приставки от Sega - Mega Drive (Genesis). Но самое
главное, система GBA будет полностью
совместима со всеми играми для предыдущих
модификаций GB, вышедшими за десять лет, что
уже сейчас делает ее игротеку самой большой.
Итак, какими же новыми возможностями
отличается система GBA от предыдущих
портативных игровых систем компании Nintendo.
Первое, что необходимо отметить, - это ее
многопользовательские возможности. 4
системы GBA можно соединить вместе,
используя при этом всего лишь один игровой
модуль и специальный коммуникационный
кабель, и играть одновременно командой до 4
игроков. Кстати, для игры вдвоем на Game Boy Color
необходимо два игровых модуля. Но это уже
прошлый этап - на смену приходят новые
технологии.
В качестве центрального процессора в
консоли используется 16МГц 32бит RISC-процессор
в связке с процессором 8бит CISC-архитектуры.
Устройство оснащено 32 Кб + 96 Кб памяти VRAM
внутри CPU и 256 Кб WRAM снаружи CPU. В новой
системе GBA компания Nintendo решила увеличить
размер экрана на 50% по сравнению с Game Boy Color. И
несмотря на то что экран, очевидно, стал
больше (40,8x61,2 мм), увеличилось и его
разрешение (240x160 пикселей), а также цветовая
палитра теперь насчитывает 32,768 цветов.
Габариты самой системы остались такими же
компактными, как и у Game Boy Color. Система GBA
стала даже тоньше своей предшественницы.
Подсветка экрана в системе GBA не
предусмотрена по нескольким причинам. Во-первых,
она значительно уменьшила бы срок работы
батареек, а их количество возросло бы.
Используя две AA батарейки, вы сможете
играть на GBA до пятнадцати часов, что на 50%
больше, чем на Game Boy Color. Во-вторых, подсветка
экрана увеличила бы также затраты на R&D (исследования
и разработку) и на производство компонента.
Что касается отражающего LCD-экрана, то без
подсветки производство обходится дешевле.
В-третьих, с подсветкой экрана вам бы
пришлось смотреть на него под прямым углом.
Без подсветки экран можно наклонять, а
четкость картинки при этом все равно
останется прежней. Ну и, в-четвертых,
долговечность. Если источник света будет не
исправен, тогда и система будет не
работоспособна.
В системе GBA для игр предусмотрены игровые
модули размером 34,5x60x9,5 мм емкостью максимум
32Мбайт. Система слишком миниатюрна для того,
что бы она могла содержать в себе
устройство для чтения CD, и кроме того, была
бы слишком дорогой.
Система GBA не содержит в своей архитектуре
специальных возможностей для работы с
трехмерными играми. Однако многие
разработчики на протяжении нескольких
месяцев экспериментировали с системой GBA в
этом направлении, и сейчас уже создается
несколько трехмерных игр.
В GBA встроена звуковая стереосистема PCM
Stereo Sound System для наиболее качественной
музыкальной обработки игр и звуковых
эффектов. Портативная игровая система Game Boy
Advance сможет быть подключена к домашней
игровой приставке нового поколения GameCube. Вы
сможете использовать систему GBA в качестве
внешнего контроллера для приставки GameCube. Ее
можно будет подсоединить к гнездам для
контроллеров GameCube с помощью специального
провода. При подсоединении к приставке GBA
также сможет выполнять функцию отдельного
экрана, на котором будут отражаться
некоторые важные элементы игры. Например, в
тотализаторе вы сможете при помощи GBA
сделать ставку, скрытую от глаз оппонентов.
А потом спокойно наблюдать за скачками. Или
же в игре такого жанра, как first-person shooter,
экран GBA может быть использован для
просмотра карты местности или как радар,
при этом экран самого телевизора будет
свободен от дополнительных нагромождений.
В настоящий момент компания Nintendo
выпускает также усовершенствованную
модификацию приставки GBA - GameBoy Advance SP. В
числе ее новых возможностей следует
отметить яркую подсветку экрана (он теперь
стал откидным), встроенный аккумулятор и,
конечно, новый стильный дизайн.
Эпитафия консоли Sega Dreamcast
Sega Dreamcast - СD-консоль, которая изначально
считалась очень перспективной. Она несла на
борту мощный 128-разрядный 3D-процессор PowerVR 2DC
(3 млн. многоугольников в секунду), 56-килобитный
модем для онлайнового режима
взаимодействия между удаленными игроками,
16 Мбайт памяти, имела поддержку 64-голосной
полифонии и широкие возможности по
расширению. При помощи этой консоли можно
было запросто бродить по Интернету (браузер
загружался с CD-ROM). К сожалению, пираты
научились скачивать Dreamcast-игры на свои
компьютеры, присоединяя к ним приставку
через последовательный порт и Broadband адаптер.
А 22 июня 2000 года группа Utopia выпускает BOOT CD,
который полностью "убивает" защиту
этой приставки от пиратов. В течении
следующих полугода на пиратских дисках
выпускаются почти все игры для Dreamcast. Это
наносит финансовый удар по Sega и компания
терпит большие убытки. В середине февраля
2001 года глава компании объявляет о
прекращении производства Dreamcast с 31 марта 2001
года. С недавних пор Sega стала
концентрироваться исключительно на
разработке игр для ведущих аппаратных
платформ, включая Sony PlayStation 2 и Microsoft XBox.
Догмы и выводы
Sega Dreamcast ушла, Nintendo 64 - картриджная консоль,
которая не составляет прямой конкуренции
CD/DVD-игровым приставкам. Кто же остался на
трубе сегодня? Одна лишь Sony PlayStation (PS2, PS1 и PS
One). Microsoft XBox вместе с Nintendo GameCube только
карабкаются на эту трубу, и по пути они
могут так сильно измазаться в саже, что
растеряют значительную часть своей
привлекательности. Сегодня приходится
слышать, что XBox быстрее PS2 в три раза. Однако
эта "догма" весьма условна.
Единственным значимым критерием
преимущества той или иной игровой
платформы является субъективная оценка
пользователей, которые будут голосовать
долларами. Первый ажиотаж вокруг XBox
заставлял говорить о скором переделе рынка,
где PlayStation 2 уже ничего не светит, однако
спрос на XBox на данный момент остается
весьма слабым. Несмотря на
многомиллиардные инвестиции, Microsoft и
партнерским разработчикам не создать
тысячи игр для XBox за короткое время.
Вспомним, что первые игры для PlayStation тоже
долгое время разочаровывали пользователей,
пока разработчики не научились
реализовывать весь потенциал, заложенный в
приставке. Кто сказал, что с XBox будет по-другому?
|