Windows 3.x
Первые идеи о построении операционной
системы, отличающейся от привычной "текстовой"
MS-DOS и имеющей новый графический интерфейс,
были высказаны Биллом Гейтсом в конце 1982 г.
Толчком к этому послужил целый ряд причин
- работа над графическими модулями для BASIC,
реализация графического интерфейса в
компьютерах, выпускаемых компанией XEROX, а
также работы, проводимые в институте
Карнеги-Меллона.
Впервые Microsoft Windows была представлена на
выставке COMDEX 10 ноября 1983 г., тогда она
позиционировалась как графическое
расширение для MS-DOS. Первая версия - Microsoft
Windows 1.0 - была выпущена спустя 2 года, 20 ноября
1985 года и тоже была не более чем расширение
для MS-DOS. Даже известные Microsoft Windows 3.x и Microsoft
Windows for Workgroups 3.x не являлись операционными
системами в чистом виде, а представляли
собой надстройки или расширения MS-DOS.
Основными новшествами, реализованными в
Microsoft Windows, стали появление графического
интерфейса пользователя и использование
наряду с клавиатурой другого устройства -
графического манипулятора "мышь", без
которого теперь трудно представить любой
современный персональный компьютер.
Появление графического интерфейса
пользователя стало поистине гигантским
шагом вперед в индустрии программного
обеспечения для ПК, своего рода революцией.
Теперь пользователю не нужно было знать все
команды операционной системы, не нужно было
вводить их с клавиатуры - ему было
достаточно открыть графическое окно, найти
в нем специальный значок, пиктограмму
нужной ему программы, щелкнуть по нему
мышкой и программа запускалась…
Конечно, новые методы работы были
непривычными для пользователей, но чтобы
они быстрее привыкли к ним, Microsoft специально
включила в состав Windows игру Reversi, которая
помогала освоиться с принципом "укажи - и
- щелкни" (point and click).
Вот некоторые вехи из истории развития
первых версий Microsoft Windows:
- 29 августа 1989 г. - выход Windows/286 v.1.03
- 22 мая 1990 г. - выпуск Windows 3.0
- 6 апреля 1992 г. - выход Windows 3.1
В новой версии ОС (Windows 3.1) было сделано
более 1000 улучшений и изменений по сравнению
с Windows 3.0. Выпуск этой версии вызвал такой
большой интерес у пользователей, что на нее
было сделано около 1 млн. предварительных
заказов во всем мире, а за 9 месяцев продаж
было приобретено около 16 млн. копий Windows 3.1.
Спустя год (14 августа 1993 г.) корпорация Microsoft
объявила о том, что число пользователей
Microsoft Windows превысило 25 млн. чел. - это сделало
Microsoft Widows самой популярной операционной
системой с графическим интерфейсом
пользователя.
За четыре года, прошедшие с момента
появления Windows 3.1, она стала фактическим
стандартом операционных систем для
персональных компьютеров. Microsoft Windows 3.1 (и
впоследствии Windows for Workgroups 3.11)
предустанавливалась примерно на 80%
выпускаемых в то время персональных
компьютеров, а на прикладные программы для
Microsoft Windows приходилось 60% продаж
программного обеспечения.
Windows for Workgroups 3.x
В конце 80 - начале 90-х годов в "мире
персональных компьютеров" стали
получать распространение локальные
вычислительные сети, которые позволяли
объединять несколько компьютеров и
совместно использовать их ресурсы.
Возможности работы в сети были реализованы
уже в MS-DOS 3.0, но, учитывая успех Microsoft Windows и
таких специализированных операционных
систем, как Artisoft LANtastic и Novell NetWare, корпорация
Microsoft в 1992 году создала версию Microsoft Windows,
которая была предназначена для работы в
локальных (одноранговых) вычислительных
сетях. Эта операционная система получила
название Windows for Workgroups 3.1 (Windows для рабочих
групп), и увидела свет 27 ноября 1992 года.
Примерно через год, 8 ноября 1993 года (если
бы это происходило у нас, то это назвали бы
подарком к празднику Октября), корпорация
Microsoft выпустила версию Microsoft Windows for Workgroups 3.11.
Эта версия Windows менее чем через 5 месяцев (к 18
апреля 1994 г.) стала самой продаваемой
операционной системой в мире, обогнав по
числу проданных копий Microsoft Windows 3.1.
Windows 3.1, Windows 3.11 и Windows for Workgroups нельзя
назвать полноценными операционными
системами. Они являются графическими
надстройками над операционной системой DOS.
Однако эти системы полностью используют
преимущества микропроцессоров, которые
впервые появились в Intel 80386.Windows
предоставляет возможность вызова общих
функций для доступа к устройству
практически любого типа. А при установке DOS-приложений
необходимо применять специальные драйверы
для использования возможностей новых
устройств, поскольку сама DOS не может
напрямую иметь доступ к этим устройствам. В
Windows же вместе с новым устройством
необходимо установить соответствующий
драйвер, обеспечивающий поддержку всех
возможностей новой аппаратуры. После этого
все Windows-приложения получат доступ ко всем
функциям устройства, и реализовывать его
поддержку в приложении нет необходимости.
Эти системы привнесли множество
преимуществ, ранее труднодостижимых в
среде MS-DOS, а именно: удобство поддержки
устройств; единый пользовательский
интерфейс; поддержка масштабируемых
шрифтов; поддержка мультимедиа;
многозадачность; совместимость с DOS-
программами; новые возможности для
разработчиков.
Из недостатков этих систем можно отметить
следующие: вышеописанные преимущества
достигались за счет значительного
увеличения нагрузки на аппаратные средства
компьютера; работа приложений
разработанных в DOS и запускаемых в Windows была
менее эффективной, особенно это касалось
производительности, где критическим
ресурсом является время. Например: при
создании базы данных с напряжённым режимом
использования целесообразность её
функционирования в среде Windows могла быть
весьма сомнительна, т.к. база данных в DOS
работала в 1,5 - 2 раза быстрее. По аналогичным
соображениям многие компьютерные игры
создавались в те времена только для работы
в среде DOS. Еще одним большим недостатком
этих систем являлась невысокая надежность,
к тому же не было предусмотрено практически
никаких средств защиты от повреждения
операционной системы. Эти и другие
недостатки должна была решить ОС нового
поколения - Windows 95.
Windows 95
Работа над новой версией операционной
системы, которая должна была стать
преемником популярной Microsoft Windows 3.1,
началась в 1992 году и продолжалась немногим
более 3-х лет.
При создании новой операционной системы
преследовались следующие цели:
- новая система должна была иметь новый,
более удобный интерфейс пользователя;
- обеспечивать работу в защищенном режиме;
- иметь встроенную поддержку различных
сетей;
- иметь поддержку технологии Plug-and-Play;
- иметь поддержку интерфейса
программирования Win32 API;
- быть устойчивой и надежной.
Это, как говорится, технические
требования. Если же говорить более понятным,
человеческим языком, то новая версия Microsoft
Windows должна была иметь удобный интерфейс,
требовать мало ресурсов, быть быстрой,
устойчивой и надежной и уметь работать с
современными периферийными устройствами.
Официально название новой операционной
системы Microsoft Windows 95 было объявлено 8
сентября 1994 года, а непосредственно выпуск
одной из самых успешных ОС Microsoft состоялся 24
августа 1995 года.
Летом 1995 года корпорация развернула
грандиозную маркетинговую программу во
всем мире. Повсюду звучала реклама с хитом
Start Me Up группы Rolling Stones. На небоскреб Empire States
Building в Нью-Йорке проецировалось
изображение логотипа Microsoft Windows, а в день
выхода Windows 95 армия одетых в униформу
сотрудников корпорации вручала копии
программы фанатам, простоявшим в очереди
всю ночь.
За четыре дня продаж во всем мире было
продано более 1 млн. копий Windows 95, а к 17
октября это число достигло 7 миллионов.
Наибольшим изменениям в Windows 95 подвергся
пользовательский интерфейс - именно с Windows 95
началась эпоха "кнопки Start". Уже
ставшие привычными для пользователей Microsoft
Windows окна и специальные программы уступили
место "рабочему столу", новой метафоре
интерфейса пользователя. Теперь экран
дисплея представлял собой поверхность
рабочего стола, на котором файлы показаны в
виде пиктограмм, помещенных в специальные
папки. Для работы с программами Windows 95
использовалась одна кнопка Start (или "Пуск"
- в русской версии), а для доступа к уже
запущенным программам предназначалась
специальная панель задач, как правило
расположенная в нижней части экрана. Этот
новый интерфейс пользователя,
реализованный в Windows 95, представлял собой
наиболее удобный и интуитивно понятный
способ работы. Но Microsoft не совершила
революцию в области пользовательского
интерфейса. Многое она заимствовала из ОС
конкурентов - OS/2, MacOS, Motif и т.д. И во многих
компьютерных журналах того времени даже
проводились конкурсы на тему "Угадай, на
какой из картинок показана Windows 95, а на какой
- OS/2". Что же, перенимать лучшее у
конкурентов - черта скорее, положительная,
чем отрицательная…
С точки зрения программной архитектуры,
Windows 95 - это 32-разрядная, многопотоковая
операционная система с вытесняющей
многозадачностью, согласно официальным
заявлениям. В действительности, это была
некая гибридная версия Windows 3.хх, которая во
многом все ещё несла на себе бремя её 16-разрядных
черт. 32-разрядные приложения работали в
новой ОС в защищенном адресном
пространстве, причем система обеспечивает
автоматическую очистку памяти после
завершения работы каждого приложения (это
не распространялось на 16-разрядные
приложения).
Если Windows 3.11 обладала лишь относительной
поддержкой мультимедиа, то Windows 95 сделала
существенный шаг вперед: в эту ОС впервые
был интегрирован программно-драйверный
комплекс DirectX, предоставляющий приложениям
Windows прямой доступ к аппаратным устройствам
ПК - звуковой карте, видеоплате и т.д. Именно
благодаря этому стало возможным создание
игр для Windows 95, и новую ОС можно было уже по
праву назвать игровой платформой. Другая
технология - ActiveMovie - обеспечивала поддержку
воспроизведения большого количества
мультимедийных файлов - от музыки в формате
MIDI до видеодисков.
Улучшенные телекоммуникационные
возможности позволили использовать Windows 95 в
локальных и глобальных сетях, работать с
электронной почтой. Работа в сети стала
более удобной, упростился доступ к файлам и
программам, которые хранятся на других
компьютерах сети. Была улучшенна
интеграция сетевой печати. Большие
возможности предоставляли базовые
программы, входящие в стандартную поставку.
Система также значительно облегчала
настройку оборудования благодаря
технологии Plug and Play ( Включи и Работай) и
набору драйверов к большому числу
устройств, который шел в поставке самой ОС.
Стандарт самоустанавливающихся устройств
автоматизировал сложный процесс
подключения к компьютеру новых
периферийных устройств и различных плат и
их удаление. ОС сама "узнавала" что
установлено в компьютере, и настраивалась
на работу с новым оборудованием
автоматически. Однако первая версия этой
замечательной технологии не была
совершенной, и довольно часто процесс
настройки оборудования превращался в
настоящее мучение, из-за чего "острые
языки" нарекли эту технологию Plug&Pray -
"Включи и молись" :-) В отличие от Windows 3.x,
в новой ОС появилась поддержка длинных имен
файлов, позволяющая более полно отразить их
содержание: имя файла или папки вместо
восьми символов могло иметь длину до 255
символов. Также обеспечивалась поддержка
национальных стандартов большого числа
стран.
Windows 95 обладала значительной гибкостью.
Она позволяла использовать не только
программы, написанные для этой системы, но и
программы, написанные ранее для
операционной системы MS-DOS и для
операционной системы Windows 3.x Разумеется, за
передовые возможности иногда приходилось
расплачиваться. Например, высокая гибкость
Windows 95 приводила к снижению надежности ее
работы. Очень скоро выяснилось, что новая
система подвержена внезапным "обморокам",
а термин "синий экран" стал и вовсе
нарицательным. Это и неудивительно: модель
многозадачности и распределения ресурсов
Windows 95 в полной мере унаследовала от своих
предшественников со всеми их недостатками…
|